Философские основания либерализма

Важным вкладом представителей австрийской экономической школы в политическую философию также стали их поиски решения проблемы когнитивной объективности социальных наук. «Австрийцы» не воспринимали политическую сферу как борьбу взаимоисключающих позиций, а стремились судить о ценностях, исходя из степени их универсальности, их желательных и нежелательных последствий, а также связанных с ними издержек. Политическая философия должна выходить на сцену тогда, когда социальные проблемы не находят стихийного решения. В ее основании лежит убежденность, что наилучшее решение проблем должно быть результатом сопоставления и критики всех предлагаемых решений. Этот метод в наибольшей степени обеспечивает использование теоретического и практического знания, рассеянного в обществе случайным образом. Отсюда следует, что предмет политической философии ограничивается социальным измерением индивидуальных проблем. Задача этой дисциплины — обеспечить, чтобы индивидуальные решения вырабатывались в рамках более общего аспекта, который позволяет возникать и поддерживаться порядку, основанному на личных достижениях отдельных людей, где их достижения используются в качестве элементов для решения общих задач.

Поскольку эта модель не предписывает конкретных целей, то она совместима с представлением о том, что знание подвержено ошибкам. Поэтому ее легче менять при возникновении непредвиденных ситуаций.

Таким образом, политическая философия и либерализм австрийской школы связаны, с одной стороны, с высказываниями австрийской школы относительно последствий субъективистской революции для человеческого знания, с другой — с ее утверждением о том, что не может существовать такой формы централизации теоретического и практического знания, которая может функционировать в качестве мозга, способного направить общество к какой-либо цели. Этот подход не предполагает возможности существования такой политической философии, которая считала бы себя обладательницей высшего знания, способной построить иерархию целей и ценностей.

Либерализм австрийской школы не интересовало максимально эффективное распределение ресурсов с точки зрения общей выгоды. С его точки зрения эту задачу должны решать индивидуальные вознаграждения в рамках4 каталлактического процесса. Максимизация индивидуальной полезности не догма, а инструмент, гарантирующий выгоды для общества в целом. В итоге личный успех становится вознаграждением от общества, которое получает каждый, кто предлагает лучшее решение той или иной конкретной проблемы совокупности отдельных личностей, составляющих общество.

Главным элементом этой политической модели является политическое убеждение, что опора на индивидуальное участие и призыв к нему представляют собой лучший способ решения политических проблем. Иными словами, эта модель создана для предотвращения экспансии политической сферы в личную сферу и для того, чтобы эта экспансия, в сочетании с результатом смешения политики, морали, права и экономической теории, не порождала тоталитаризма или хаоса.

Политическая философия австрийской школы исходит из того, что человеческое знание не абсолютно и рассеяно в обществе. Предметом политической философии австрийская школа считает размышления об абстрактных правилах поведения в рамках структуры, внутри которой все люди могут преследовать свои личные цели. Таким образом, предметом политической философии являются только те действия индивидов, которые вызывают социальные последствия, а ее цель состоит в поддержании порядка, а не конкретного содержания этого порядка. Поэтому она в первую очередь обращала внимание на те ценности и цели, которые способны разрушить порядок или изменить его.

Таким образом политика теряет характер инструмента распределения благ и услуг в зависимости от значимости производящих их социальных групп. Она превращается в критически важную функцию — не дать существующей власти возможности менять универсальные правила поведения в ходе борьбы за сохранение своего доминирующего положения. Задача политики не в том, чтобы установить, «Кто должен править?», а в том, чтобы дать удовлетворительный ответ на вопрос: «Как нам следует организовать политические учреждения, чтобы плохие или некомпетентные правители не нанесли слишком большою урона? »6 В связи с этим необходимо помнить, что «правители — это всегда конкретные люди, и вне зависимости от того, из какого класса они происходят, с того момента, как они начинают править, они принадлежат к правящему классу».