Право и политика

В какой-то момент в промежутке между публикацией «Конституции свободы» и выходом в свет «Права, законодательства и свободы» Хайек осознал, что традиционное учение либерального конституционализма больше неспособно защитить принцип верховенства права (rule of law) от угрозы со стороны концепции суверенитета народа, которая в общем и целом сводится к секуляризации божественного всемогущества. Кроме того, интервенционизм создал такие новые формы политической ассоциации и политических сил, которые сделали явным разрыв между реальной политической практикой и конституционными формами. Столкнувшись с феноменом гипертрофии законодательства и с банкротством интервенционизма, Хайек выступил на борьбу с проявлениями конструктивистской ментальности в юридической науке; его задача состояла в том, чтобы восстановить различение между правом и правилами организации.

Подробнее...

Интервенционизм

Еще до того, как симптомы разложения западной политической традиции стали проявляться в сфере права, они начали ощущаться в сфере социальной философии; это было связано с успехами того, что Мизес и Хайек называли интервенционизмом, этатизмом и «третьим путем». Если их суждения о социализме как об экономико-политической форме были лишены всякой неопределенности: они заявляли, что он вымостил путь к социализму, — то их точка зрения на последствпя распространения этой ментальности была не менее категоричной. Доктрина интервенционизма утверждала, что существует такая реализуемая в форме экономической организации система экономического сотрудничества, которая не является ни социалистической, ни капиталистической. Этот гипотетический «третий путь» представлял собой организацию, основанную на частной собственности, но с государственным вмешательством в права собственности в форме приказов и запретов.

Подробнее...

Мираж социальной справедливости

Критика предпосылок и результата теории демократии побудила Хайека заняться изучением сложившегося соотношения демократии и справедливости. Восприятие демократии как «ценности» не просто стало источником взаимосвязи этих двух понятий, оно было единственным ее обоснованием. Однако ставшее результатом этого отождествление политической философии с демократией низвело политическую философию до статуса идеологии (т.е. попытки оправдать конкретную модель политического строя). Кроме того, представление о том, что демократическая система — это единственная политическая система, способная решить проблему социальной справедливости, означает также, что эту политическую систему надлежит рассматривать по ее эмпирическим результатам. Такое рассмотрение необходимо приводит к вопросу о том, действительно ли демократия является «наилучшим политическим порядком»; возникает желание проинспектировать ее реальные достижения для того, чтобы оценить ее претензии на место третьего члена дихотомии «порядок—организация».

Подробнее...