Философские основания либерализма

Подход австрийской школы позволил в первом приближении очертить решение проблемы оснований и возможности политической философии. Предложенное австрийцами решение радикально отличалось от других современных им идей на эту тему.

В целях анализа его можно разделить на теоретическую часть (проблему природы политического порядка), историческую часть (интерпретацию истории современной политической философии) и практическую часть (социальную философию либерализма как наилучшего решения политических проблем).

Для начала следует отметить, что концепция политической философии, развиваемая в рамках этой традиции, противостоит сразу нескольким тенденциям. Кроме того, что она выступает против различных вариантов конструктивистского рационализма, она не согласна также с мнением о необходимости возродить политическую философию, вернувшись к классике. (Те, кто придерживался последнего мнения, не учитывали того, что классическое представление об оесопот1са не просто устарело: его невозможно было поменять на иное, не разрушив системы в целом.) Сторонники второго подхода видели в современности процесс секуляризации, ведущий либо к нигилизму, либо к тому, что Штраус называл возвращением к Богу в надежде убежать от мира, утратившего всякий смысл. Политическую философию австрийской школы отличает совершенно иной подход, чем у тех, кто сначала отказался рассматривать политическую философию как понимание людьми результатов человеческой деятельности, а потом взялся за ее изучение в поисках того, что не должно быть предметом философских исканий. Это произошло из-за постепенного размывания границ между философией и откровением, которое произошло в результате рационализации, или секуляризации, откровения.

Таким образом, неправильно утверждать, что современность означает конец философии и политической философии как разумного человеческого занятия. Так же неверно было бы утверждать, что современность обязательно ставит на место философии исключительно нигилизм либо релятивизм, тем самым открывая ворота перед волюнтаристским иррационализмом или политической теологией.

Акцентирование темы секуляризации и трактовка этой темы в качестве одной из центральных в современной политической философии в конечном итоге приводят к неверному изображению современности. Оценка политической философии становится слишком тесно связанной с теологическими проблемами; в результате философия деформируется и появляется впечатление, что она обречена на неудачу, если рискнет удалиться на значительное расстояние от теологии. Может даже возникнуть иллюзия, будто источником фундаментальных проблем и понятий политической науки является христианство. Дело обстоит прямо противоположным образом. У истоков современной политической философии находится попытка переосмыслить философию в условиях раздробленности и политического крушения предренессансного христианского мира, попытка выработать концепцию политического порядка, которая учитывала бы то, что классическая космология окончательно устарела и что на смену ей не может прийти никакая иная подобная ей система.

Можно вполне согласиться с тем, что философия, которой по природе свойственно стремление к исследованиям и постановке проблем, представляет собой всего лишь попытку найти решения новых проблем или новых аспектов вечных проблем и не претендует на их окончательное решение. Однако отказаться от последнего — это все равно что вообще отказаться от философии. При этом возникает гораздо больше проблем, чем решается, и, кроме того, в рассматривамой нами области это либо сводит политическую философию к политической теологии или к той или иной форме исторического фатализма, либо, наконец, превращает ее в беспомощного созерцателя смертельной схватки между ценностями (выносить суждения о которых бессмысленно).