Интервенционизм

Мизес и Хайек сразу поняли, что речь может идти о прелюдии к новой разновидности рабства. В данном случае рабство будет результатом кризиса легитимности, который постигнет политическую власть из-за того, что она не в состоянии удовлетворить все требования. Сначала власть может исходить из равенства всех ценностей, от которых, таким образом, будет требоваться лишь совместимость с постоянно расширяющейся экономической системой. Но рост экономики несовместим с уничтожением механизма цен, генерирующим необходимую информацию; кроме того, для экономического роста требуется достаточное накопление капитала, что, в свою очередь, несовместимо с политикой перераспределения доходов согласно критериям так называемой «социальной справедливости». На этом этапе можно придумать два решения.

Во-первых, политико-бюрократический класс может создать систему выбора из всех потребностей нескольких приоритетных. Во-вторых, из некоторого числа социальных групп можно сформировать большинство, объединенное общим интересом сохранения приобретенных привилегий. Ни то, ни другое решение не совместимо с подлинными демократическими идеалами.

Однако эти обстоятельства не смогли помешать превратному истолкованию политической философии Мизеса и Хайека как выражения ностальгии по идеализированному прошлому. В результате современная политическая мысль в течение длительного времени лишала себя концептуального аппарата, необходимого для правильного понимания феномена тоталитаризма. В силу тех же самых причин она не могла постичь природу деградации демократических режимов в направлении корпоративизма, несмотря на то что эта деградация сводила демократию к избирательной системе, лишая ее всякого влияния на политику правительства и контроля над его деятельностью. С этой точки зрения как предостережение о возможных последствиях интервенционистской политики, вдохновленной идеей «социальной справедливости», под которой имеется в виду «распределительная справедливость», их работы представляют собой фундаментальные тексты, необходимые для понимания нашей эпохи.